Анализ работы МО в 2014-2015 г.

Автор: admin Авг 31, 2015

Анализ

работы МО учителей начальных классов

за 2013- 2014 учебный год

 

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.

В 2013 — 2014 учебном году начальная школа работала по теме: «Обучение учащихся через развитие творческих индивидуальных начал личности, воспитание коммуникативных самостоятельных качеств в условиях реализации ФГОС».

 

Методическим объединением учителей начальных классов были поставлены следующие задачи:

 

  • активно внедрять в педагогическую деятельность стандарты второго поколения  в рамках «Внеурочная деятельность»;
  • производить отбор методов,  средств, приёмов, технологий, соответствующих новым ФГОС;
  • накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС;
  • создать оптимальные условия для развития творческих индивидуальных способностей учащихся;
  • осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся;
  • принимать активное  участие  в городских, районных  семинарах-практикумах, конференциях, а также в городских, районных  и всероссийских конкурсах.

 

Организация учебной деятельности и  результативность.

В начальных классах на 1 сентября 2013 года обучалось 67 человек, на конец учебного года – 65 человека.

Обучение велось по программе 1 — 4, в режиме 1 смены шестидневной недели.

 

По УМК «Перспективная начальная школа» обучались 3 класса – 1, 3 и 4 классы, организованные по ФГОС.  Рабочие программы были разработаны учителями: Гусевой С.А., Захаровой Н.Г. и Поповой Л.А.  на основе Основной образовательной программы начального общего образования, методических пособий и авторских программ УМК «Перспективная начальная школа».

 

По  УМК «Школа России»  обучался 2 класс, организованный по ФГОС. Рабочие программы были разработаны Швецовой Н.И., работающей в этом классе на основе Основной образовательной программы начального общего образования и авторских программ УМК «Школа России».

 

Программы всех учебных курсов выполнены в полном объеме.

 

Отчет качества и успеваемости по предметам

 

Учебный год: 2014/2015

Класс Предмет Период 2 класс 3 класс 4 класс Средн.
% кач. % усп. % кач. % усп. % кач. % усп. % кач. % усп.
2 Литературное чтение 1 четверть 85 92 86 100 92 100 88 97
2 четверть 85 100 86 100 92 100
3 четверть 88 96 93 100 92 100
4 четверть 84 96 93 100 100 100
Годовая 88 96 93 100 92 100 92 99
3 Математика 1 четверть 64 92 57 100 69 100 63 97
2 четверть 52 96 71 100 62 100
3 четверть 56 92 80 100 69 92
4 четверть 68 96 67 100 69 100
Годовая 68 96 80 100 69 100 72 99
4 Русский язык 1 четверть 60 92 57 100 54 100 57 97
2 четверть 56 96 50 100 62 100
3 четверть 48 92 53 100 69 100
4 четверть 52 92 53 100 69 100
Годовая 52 92 53 100 69 100 58 97

 

 

Как показывает таблица, в 3 классе неуспевающих нет, во 2 классе 2 неуспевающих ученика: Головина Ксения не успевает по четырем  предметам: литературное чтение, русский язык, математика и окружающий мир;

Нуржанова Дарья по русскому языку.

 

Коллектив учителей начальной школы в этом году состоит из 5 человек. Из них все имеют высшее педагогическое образование, 1 квалификационную категорию, Гусева С.А. аттестовалась на высшую категорию. Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства, своевременно проходя аттестацию на квалификационную категорию.

 

Учителя находятся в постоянном развитии: в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения.

 

С целью расширения и углубления профессионально — методических знаний и умений, занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели,  выполнении программы.

 

Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические  требования,  добиваются эффективной  обратной связи с учащимися, рационально  используют время на  уроках, тактичны. Учителя нашего МО стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма через самообразование и курсы повышения квалификации, что способствует своевременному обновлению учебно-воспитательного процесса, совершенствованию методов и форм обучения, освоению образовательных технологий.

 

В текущем учебном году прошли курсы повышения квалификации по теме:

Гусева С.А. по теме «Система образовательных достижений школьников  в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения».

 

 Обобщение передового педагогического опыта

Учебный год  Ф.И.О. Тема, статус обобщения

(ОУ, город, край)

2014-2015 Гусева С.А. Доклад по теме «Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения» (МО учителей начальных классов)
Гусева С.А. Публикация в сборнике «Системно-деятельностный подход как условие повышения качества знаний» (Всероссийская научно-практическая  конференция «Развитие личности в образовательном пространстве», посвященная профессору С.М. Жаркову)

 

 

Мониторинг профессионально-личностного роста педагогов

Профессиональный уровень педагогов

Всего педагогов

 

Высшая I II Без категории
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
На

01.09.2014

_______

5 100
На 30.05.2015 1 20 4 80

 

 Награды, поощрения, благодарности

 

Учебный год

Награды (Ф.И.О.)
Звания Медали Грамоты

(статус)

Благодарственные письма

(статус)

2014-2015 Гусева С.А. За подготовку участников всероссийской олимпиады по русскому языку «Олимпиада Онлайн» (всероссийский)
Гусева С.А. За подготовку одного и более победителей в мероприятии VII Всероссийская олимпиада по окружающему миру и математике для 1 класса «Вот задачка» 1 тур (всероссийский)
Попова Л.А. За плодотворную работу с родителями учащихся класса (школьный)
Попова Л.А.

за организацию активного участия класса в школьных конкурсах(школьный)

 

Участие в научно-практических конференциях, форумах

Учебный год ОУ Городские Региональные

Федеральные (город)

 

 

Ф.И.О. учителя Тема конференции и выступления Ф.И.О.

учителя

 Тема конференции и выступления Ф.И.О. учителя Тема конференции и выступления
2014-2015 Гусева С.А. Всероссийская научно-практическая  конференция «Развитие личности в образовательном пространстве», посвященная профессору С.М. Жаркову. Тема «Системно-деятельностный подход как условие повышения качества знаний»

 

 

Публикации

Учебный год Ф.И.О. учителя Тема публикации Название сборника, монографии
2014-2015 Гусева С.А. Развитие речевого аппарата на уроках чтения в начальной школе Электронное СМИ nsportal.ru
Гусева С.А. Обобщение опыта работы за 4 года Электронное СМИ nsportal.ru
Гусева С.А. Внеклассное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни» Электронное СМИ videouroki.net
Гусева С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе Электронное СМИ nsportal.ru
Гусева С.А. Опыт работы по формированию познавательных УУД на уроках литературного чтения Электронное СМИ nsportal.ru
Гусева С.А.  «Системно-деятельностный подход как условие повышения качества знаний» Сборник «Развитие личности в образовательном пространстве»
Попова Л.А. «Математический марафон» Школьный сайт
Захарова Н.Г. Открытый урок по окружающему миру «Как человек двигается» Школьный сайт
Захарова Н.Г. «Математический марафон» Школьный сайт

Выводы: Планировать работу на следующий учебный год так, чтобы каждый принимал участие в/на  конференциях, форумах.

 

Участие в профессиональных конкурсах за 2014-2015 уч. год

Название конкурса Количество участников Результат

(кратко ФИО, награда)

 

 Курсовая подготовка педагогов  за 2014-2015 уч. год

Краевые,

межрегиональные

Городские
Тема Количество педагогов Тема Количество педагогов
«Система образовательных достижений школьников  в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения» 1

 

Участие в работе школьного, городского МО  за 2014-2015 уч. Год

Работа МО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация цели и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.

 

Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач. Были внесены дополнения в план работы МО в связи с возникновением актуальных вопросов.

 

Согласно утвержденному плану работы, за год было проведено пять заседаний методического объединения, на которых заслушали выступления учителей МО по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года.

 

 

 

 

Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания.

ФИО, тема доклада
Швецова Н.И. «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Захарова Н.Г. «Профессиональный стандарт педагога»
 Гусева С.А. «Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования УМК «Перспективная начальная школа» и УМК «Школа России»
Гусева С.А. «Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения»

 

Тема заседания МО, семинара ФИО, тема открытого урока

 

Экспертная деятельность

(название конкурса)

ФИО члена жюри

Выводы: Чаще принимать участие в профессиональных  конкурсах.

 

Мониторинг достижений школьников

Результаты  обученности и качества знаний

(отдельно по каждому УМК)

 

Программа Русский язык Математика Литературное чтение Окружающий мир
% кач. % усп. % кач. % усп. % кач. % усп. % кач. % усп.
Перспективная начальная школа 1, 3, 4 классы 61 100 75 100 93 100 96 100
Школа России

2 класс

52 92 68 96 88 96 76 96

 

Выводы: Несмотря на то, что в УМК «ПНШ» показатели выше, чем в УМК «Школа России», во 2 классе обучаются дети с ОВЗ, которые и дают низкие показатели.

 

Участие в интеллектуальных конкурсах

Название и уровень конкурса Результат

 

Гусева С.А. Всероссийская олимпиада по русскому языку для учащихся 1-4 классов «Олимпиада Онлайн» диплом победитель
Гусева С.А. Всероссийская олимпиада по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиада Онлайн» 2 диплома победителя
Гусева С.А. Всероссийская дистанционная олимпиада для начальных классов по окружающему миру «I-ZNANIE» диплом 2 места, диплом 3 места, сертификат участника
Гусева С.А. Всероссийская дистанционная олимпиада для начальных классов по русскому языку «I-ZNANIE» сертификат участника
Гусева С.А. VIII Всероссийская олимпиада по математике для 1 класса «Вот задачка» 1 тур Диплом победителя 1 степени
Гусева С.А. VII Всероссийская олимпиада по окружающему миру для 1 класса «Вот задачка» 1 тур 2 диплома победителя 1 степени,

1 диплом победителя 3 степени,

Гусева С.А. VII Всероссийская олимпиада по литературному чтению для 1 класса «Вот задачка» 1 тур Сертификат участника
Попова Л.А. Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» 6 сертификатов участников
Захарова Н.Г. Муниципальная олимпиада по русскому языку 7 место
Захарова Н.Г.  Муниципальная олимпиада по математике 7 место
Захарова Н.Г. Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» 6 сертификатов участников

 

 Особые достижения учащихся (без учёта школьного уровня)

Эстетические конкурсы

Название и уровень конкурса Результат

 

 

Экологические конкурсы

Название и уровень конкурса Результат

 

Выводы: Обязательно принимать участие в экологических конкурсах

 

Мониторинг использования и развития материально — технической

и учебно-дидактической  базы кабинетов

Освоение современных технологий.

В начальном звене учителя стремятся к реализации комплекса мер по информатизации образовательного процесса.  В течение года проводили уроки с использованием ИКТ учителя: Попова Л.А., Захарова Н.Г., Швецова Н.И., Гусева С.А..  Эти учителя готовились к урокам и мероприятиям, используя возможности компьютера.

 

В своей работе учителя используют элементы технологий проблемного, дифференцированного, здоровьесберегающего обучения, игровую технологию, ИКТ – технологии, технологии интерактивного обучения, деятельностный подход в обучении.

 

Большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал, различные словари, богатый иллюстративный материал. В кабинетах так же имеются карточки для индивидуальной работы, что позволяет вести дифференцированное обучение, способствует гуманизации образовательного процесса. В предстоящем учебном году учителя МО продолжат пополнение своих кабинетов новыми материалами.  Четыре кабинета начальных классов оснащены проекторами, компьютерами, одним принтером.

 

Выводы: Педагоги практически на каждом уроке используют И.К.Т., музыкальные центры и проигрыватели, смотрят видео, фильмы по  тематике уроков.

 

 

Техника чтения

Для  осмысленности чтения и увеличения скорости в начальной школе были введены читательские дневники. Большая работа ложится на плечи учителей и родителей, но результат того стоит. У учеников, ответственно ведущих читательский дневник скорость всегда повышается.

Результаты отражены в следующей таблице:

 

Учитель

 

Кол-во уч-ся

 

Кол-во опрошенных Прочитали

 

%

Не справились

ниже

нормы

по норме  выше

нормы

2 класс

Швецова Н.И.

26 25 3 22 10 12
3 класс

Попова Л.А.

14 13 2 11 4 15
4 класс

Захарова Н.Г.

13 13 1 12 6 8
Итого 56 51 6 45 20 12%

 

В целом по проверенным классам успеваемость  составляет  88 %.

 

Лучший показатель в 4 классе,  не укладываются в норму по скорости чтения только

1 человек – 8%.

 

Низкий  показатель в 3 классе.  Не справляются 15% от  числа учащихся.

 

Сводный анализ по технике чтения за 2 года

Год

Четверть

 

Кол-во уч-ся

 

Кол-во опрошенных Прочитали

 

%

Не справились

ниже

нормы

по норме  выше

нормы

2013-14 1 четверть 44 43 10 30 13 24%
2014-15 56 51 6 45 20 12%
2013-14 2 четверть 44 39 9 30 14 23%
2014-15 53 49 7 41 20 16%
2013-14 3 четверть

 

44 40 11 29 13 28%
2014-15 54 51 10 41 12 21%
2013-14 4 четверть 44 40 13 27 8 29%
2014-15 54 54 7 47 27 13

 

Как показывает график количество детей, читающих норму, увеличилось на 20 % по сравнению с предыдущим учебным годом.

 

Выводы и предложения:

Считать в целом уровень знаний, умений, навыков по предмету выше среднего.

Продолжить работу по нормализации темпа чтения у учащихся, не справившихся с работой.

Продолжать вести читательский дневник.

 

Организация внеклассной работы

Внеурочная деятельность в первых и вторых классах организовывалась по следующим направлениям развития личности ребенка: спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса

Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа. Внеклассная работа  способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.

 

Коллектив учителей начальных классов работает по программе Щурковой. Формы организации внеклассной работы самые разнообразные. Это олимпиады, праздники, соревнования, конкурсы  и т.д.

 

Традиционными становится участие учащихся в играх-конкурсах всероссийского и международного масштаба: «Кенгуру», «Русский медвежонок», позволяющие учащимся дополнительно раскрыть свой творческий потенциал.

 

В  игре – конкурсе «Русский медвежонок – 2014» получили сертификаты за участие.

Конкурс «Кенгуру» пришлось отменить в связи с карантином.

 

Учителя начальных классов принимают активное участие в школьных мероприятиях и конкурсах, такие как «Прекрасная пора – осень!», смотр уголков, конкурс-выставка поделок, изготовленными вместе с бабушками и дедушками, беседы по ПДД, концерт ко Дню Учителя, День пожилого человека, День матери, посвящение в первоклассники, акция «Подарок для детского дома», «Новый год», математический КВН, митинг, посвященный 70-летию Победы, Выпускной бал в 4 классе, Последний звонок.

Ежемесячно проводятся генеральные уборки в классах, организовано дежурство на 1 этаже.

 

Много полезных классных часов было проведено в сельской библиотеке. Сотрудничество с библиотекарем Рябчиковой В.С. приносит положительные результаты. Дети еженедельно посещают библиотеку. Это одна из форм работы по улучшения чтения среди детей.

 

Третий год работает современный спортивный кабинет. В нем имеются маты, сухой бассейн, шведская стенка, обручи, мячи, гимнастические палки, материал для построения полосы препятствий, способствующие благоприятному проведению уроков по физкультуре, занятий внеурочной деятельности. Дети с удовольствием посещают уроки и занятия. Одна беда – кабинет очень маленького размера.

 

Вывод по работе МО.

Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения.

 

В методическом объединении успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам.

 

Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам нацелены на отработку базовых знаний, а также расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.

 

Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что запланированный план работы МО  практически выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов.

 

На будущий год внести в план  работы МО следующий пункт: участие детей и учителей в конкурсах.

 

 

     Руководитель МО                         Гусева С.А.

 

 

 

  Рубрики МО начальных классов

Обсуждение закрыто.