Анализ работы МО в 2013-2014 г.
Анализ
работы МО учителей начальных классов
за 2013- 2014 учебный год
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.
В 2013 — 2014 учебном году начальная школа работала по теме: «Обучение учащихся через развитие творческих индивидуальных начал личности, воспитание коммуникативных самостоятельных качеств в условиях реализации ФГОС».
Методическим объединением учителей начальных классов были поставлены следующие задачи:
- повысить квалификацию педагогов в связи с введением нового предмета ОРКСЭ;
- активно внедрять в педагогическую деятельность стандарты второго поколения в рамках «Внеурочная деятельность»;
- производить отбор методов, средств, приёмов, технологий, соответствующих новым ФГОС;
- накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС;
- создать оптимальные условия для развития творческих индивидуальных способностей учащихся;
- осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся;
- принимать активное участие в городских, районных семинарах-практикумах, конференциях, а также в городских, районных и всероссийских конкурсах.
Организация учебной деятельности и результативность.
В начальных классах на 1 сентября 2013 года обучалось 67 человек, на конец учебного года – 65 человека.
Обучение велось по программе 1 — 4, в режиме 1 смены шестидневной недели.
По УМК «Перспективная начальная школа» обучались 2 класса – 2 и 3 классы, организованные по ФГОС. Рабочие программы были разработаны учителями: Захаровой Н.Г. и Поповой Л.А. на основе Основной образовательной программы начального общего образования и авторских программ УМК «Перспективная начальная школа».
По УМК «Школа России» обучались 2 класса – 1 и 4 классы. 1 класс организован по ФГОС. Рабочие программы были разработаны учителями, работающими в этих классах, на основе Основной образовательной программы начального общего образования и авторских программ УМК «Школа России». Программы всех учебных курсов выполнены в полном объеме.
Отчет качества и успеваемости по предметам
Учебный год: 2013/2014
Класс | Предмет | Период | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Средн. | ||||
% кач. | % усп. | % кач. | % усп. | % кач. | % усп. | % кач. | % усп. | |||
2 | Литературное чтение | 1 четверть | 80,0 | 100,0 | 85,7 | 100,0 | 69,2 | 100,0 | 78 | 100 |
2 четверть | 86,7 | 100,0 | 92,3 | 100,0 | 83,3 | 100,0 | ||||
3 четверть | 86,7 | 100,0 | 92,3 | 100,0 | 91,7 | 100,0 | ||||
4 четверть | 86,7 | 100,0 | 84,6 | 100,0 | 75,0 | 100,0 | ||||
Годовая | 86,7 | 100,0 | 92,3 | 100,0 | 83,3 | 100,0 | 87 | 100 | ||
3 | Математика | 1 четверть | 40,0 | 86,7 | 57,1 | 100,0 | 46,2 | 100,0 | 48 | 96 |
2 четверть | 60,0 | 86,7 | 69,2 | 100,0 | 58,3 | 100,0 | ||||
3 четверть | 60,0 | 93,3 | 61,5 | 100,0 | 58,3 | 100,0 | ||||
4 четверть | 53,3 | 93,3 | 61,5 | 100,0 | 58,3 | 100,0 | ||||
Годовая | 53,3 | 93,3 | 61,5 | 100,0 | 58,3 | 100,0 | 58 | 98 | ||
4 | Русский язык | 1 четверть | 60,0 | 86,7 | 50,0 | 100,0 | 58,3 | 100,0 | 56 | 96 |
2 четверть | 53,3 | 93,3 | 61,5 | 100,0 | 58,3 | 100,0 | ||||
3 четверть | 46,7 | 93,3 | 61,5 | 100,0 | 58,3 | 100,0 | ||||
4 четверть | 46,7 | 93,3 | 61,5 | 100,0 | 58,3 | 100,0 | ||||
Годовая | 60,0 | 93,3 | 61,5 | 100,0 | 58,3 | 100,0 | 60 | 98 |
Как показывает таблица, в 3 и 4 классах неуспевающих нет, во 2 классе 1 ученица Головина Ксения не успевает по двум предметам: русский язык и математика.
Коллектив учителей начальной школы в этом году состоит из 5 человек. Из них все имеют высшее педагогическое образование, 1 квалификационную категорию. Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства, своевременно проходя аттестацию на квалификационную категорию.
Внеурочная деятельность в первых и вторых классах организовывалась по следующим направлениям развития личности ребенка: спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса.
Учителя находятся в постоянном развитии: в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения.
С целью расширения и углубления профессионально — методических знаний и умений, занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы.
Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны. Учителя нашего МО стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма через самообразование и курсы повышения квалификации, что способствует своевременному обновлению учебно-воспитательного процесса, совершенствованию методов и форм обучения, освоению образовательных технологий.
Так, в текущем учебном году прошли курсы повышения квалификации по теме:
Захарова Н.Г. по теме «Реализация требований ФГОС ООО проектирование учебного курса ОРКСЭ»
Созданы мини-сайты и размещены материалы по адресу http://nsportal.ru:
Гусева С.А.
В Мои публикации: размещены рабочие программы по предметам, разработки внеклассных мероприятий.
В публикации моих учеников:
Творческие работы учеников.
Опубликованы методические материалы на школьном сайте
Все учителя начальных классов выставили рабочие программы.
Работа МО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация цели и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.
Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач. Были внесены дополнения в план работы МО в связи с возникновением актуальных вопросов.
Согласно утвержденному плану работы, за год было проведено пять заседаний методического объединения, на которых заслушали выступления учителей МО по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года.
Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания. С темой: «Конструирование интерактивного урока в Smart Notebook» вsступила Гусева С.А., с темой: «Развитие творческих способностей младших школьников на базе ТРИЗ – педагогики в контексте требований ФГОС нового поколения» выступила Головина И.В.
На протяжении учебного года педагоги делились полученными знаниями и приобретаемым опытом по внедрению ФГОС. По итогам учебного года педагоги представляли отчеты об организации внеурочной деятельности учащихся. В своих отчетах педагоги анализировали проделанную работу, вносили свои предложения и рекомендации по организации внеурочной деятельности среди учащихся начальной школы.
Каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений.
В конце учебного года были проведены контрольные работы, проверка техники чтения.
В конце 2013-2014 учебного года ученица 4 класса Уракова Арина были награждены Похвальными листами «За отличные успехи в учении».
Организация внеклассной работы
Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа. Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.
Коллектив учителей начальных классов работает по программе Щурковой. Формы организации внеклассной работы самые разнообразные. Это олимпиады, праздники, соревнования, конкурсы и т.д.
Традиционными становится участие учащихся в играх-конкурсах всероссийского и международного масштаба: «Кенгуру», «Русский медвежонок», позволяющие учащимся дополнительно раскрыть свой творческий потенциал.
В игре – конкурсе «Русский медвежонок – 2012» получили сертификаты за участие.
В Региональном командном конкурсе по культуре Сибири «Мир на ладони» принял участие 4 класс, набравшая 93 балла и занявшая 4 место по г.Бийск (кл. рук. Гусева С.А.).
Учителя начальных классов принимают активное участие в школьных мероприятиях и конкурсах, такие как «Прекрасная пора – осень!», конкурс сочинений «Мои бабушка и дедушка», эстафета, посвященная 23 февраля.
В интересной и разнообразной форме проводятся учителями внеклассные мероприятия для всей начальной школы:
Новый Год – был проведен совместно с ДК (Гусева С.А.);
эстафета, посвященная 23 февраля (Попова Л.А.);
концерт, посвященный 8 марта (Захарова Н.Г.) был проведен совместно со старшими классами.
Много полезных классных часов было проведено в сельской библиотеке. Сотрудничество с библиотекарем Рябчиковой В.С. приносит положительные результаты. Дети еженедельно посещают библиотеку. Это одна из форм работы по улучшения чтения среди детей.
Для осмысленности чтения и увеличения скорости в начальной школе были введены читательские дневники. Большая работа ложится на плечи учителей и родителей, но результат того стоит. У учеников, ответственно ведущих читательский дневник скорость всегда повышается.
Освоение современных технологий.
В начальном звене учителя стремятся к реализации комплекса мер по информатизации образовательного процесса. В течение года проводили уроки с использованием ИКТ учителя: Попова Л.А., Захарова Н.Г., Швецова Н.И., Гусева С.А.. Эти учителя готовились к урокам и мероприятиям, используя возможности компьютера.
Учителя в течение года работали в творческих группах по освоению различных технологий обучения. В своей работе учителя используют элементы технологий проблемного, дифференцированного, здоровьесберегающего обучения, игровую технологию, ИКТ – технологии, технологии интерактивного обучения, деятельностный подход в обучении.
Большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал, различные словари, богатый иллюстративный материал. В кабинетах так же имеются карточки для индивидуальной работы, что позволяет вести дифференцированное обучение, способствует гуманизации образовательного процесса. В предстоящем учебном году учителя МО продолжат пополнение своих кабинетов новыми материалами. Четыре кабинета начальных классов оснащены проекторами, компьютерами, одним принтером.
Второй год работает современный спортивный кабинет. В нем имеются маты, сухой бассейн, шведская стенка, обручи, мячи, гимнастические палки, материал для построения полосы препятствий, способствующие благоприятному проведению уроков по физкультуре, занятий внеурочной деятельности. Дети с удовольствием посещают уроки и занятия. Одна беда – кабинет очень маленького размера.
Вывод по работе МО.
Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения.
В методическом объединении успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам.
Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам нацелены на отработку базовых знаний, а также расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.
Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что запланированный план работы МО практически выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов.
Руководитель МО Гусева С.А.